Elen Dol (skripta) wrote,
Elen Dol
skripta

Category:

Этика уличной фотографии

Со стороны кажется, будто уличная фотография — это сплошное баловство: ходи себе по улицам, щелкай...



На самом деле всё не совсем так или даже совсем не так, иначе не возникали бы по этому поводу вопросы: а надо спрашивать разрешение, когда фотографируете людей? а почему вы не спрашиваете разрешение? а как набраться смелости и начать снимать прохожих на улице?

В новый век фотографии многие теперь уже профессиональные фотографы начинали именно с прогулок по улицам - снимали красивые дома, цветочки, пчелок, котиков, собачек, пристреливались к новеньким навороченным камерам, оттачивая технику съемки.
Снимали всё, что угодно, но только не посторонних людей!
Потому что на деле оказывалось, что большинству крайне сложно направить камеру на случайного прохожего - страшно вызвать в свой адрес недовольство, порицание и гнев.
Многие из фотолюбителей со временем перестают снимать улицу и переходят к тщательно продуманной съемке качественных пейзажей или красивых девушек, а кто-то находит себя в предметной съемке и успешно продает свои шедевры на фото-стоках, или становится классным свадебным фотографом. Таких большинство, и это нормально. Уж коль научились снимать профессионально, так почему бы и не зарабатывать мастерством! Тем более, что уличная съемка - дело неблагодарное, совсем не прибыльное, лайками в Сети не обласканное, более того, "стрит" - крайне спорное направление фотографии. Так было всегда, так будет всегда. Этические основы шатки...

И всегда будут подниматься вопросы: что в уличной съемке этично, а что - нет? как нащупать зыбкую грань? что нельзя показывать на фотографии?
Дискуссии вокруг общественных табу и свободы творчества не утихнут никогда.

На днях в моей фото-школе состоялся семинар на тему "Точка зрения или мнение специалиста о хорошей или плохой фотографии."
Рассматривали следующие вопросы:
- историческое и культурное значение изобретения фотографии, роль фотографии в современной жизни
- что на самом деле подразумевается чаще всего под словами "хорошая" и "плохая" фотография
- общепринятые представления об эстетике и красоте, мифы и заблуждения
- методика аргументированной оценки фотоснимков и основные критерии их анализа
- что требуется обычному человеку, чтобы хорошо фотографировать

Лектор затронул тему уличной фотографии - тему изображений инвалидов, бомжей, сгорбленных старушек с авоськами, мол, грустно всё это и не интересно. А после семинара разгорелась дискуссия по поводу профессиональной этики фотографа. Вот цитаты:
"Люди стали злые и закрывают глаза на горе близких людей. Если не делать такие фото, люди вообще ничего не увидят и будут жить только легкостью и беззаботностью.. Может все-таки в какой-то сфере эти фото будут считаться хорошими?"

"Кругом - писсимизм и однообразие, обыденность жизни. Грустно. Не хочу смотреть такие фотографии"

"Фотоаппаратов в мире прибавляется. Фотографий выкладывается бесконечное множество! А вот что снимать, что выкладывать и что смотреть каждый определяет для себя сам, опираясь на...что? на опыт? на вкус? на цвет? на нравственность? или на их отсутствие?"

"Не от одного уже авторитетного в мире фотографии человека (по крайней мере для меня), я слышал утверждение, что снимать маргиналов, инвалидов, пьяных и убогих, вроде как не комильфо. Но не делать этого, проходить мимо, отворачиваться или стыдливо опускать глаза, не значит ли, что этого нет в нашей жизни? Или будем снимать красоток (нещадно удаляя в ФШ дефекты кожи и заблюривая морщинки) опять же подменяя действительность глянцем? А может попробовать посредством камеры, выражая своё отношение к этому во многом несовершенному миру, попытаться сделать его лучше? Где-то усиливая цвет, где-то просто добавляя, а иногда всего лишь находя луч света в кромешной темноте."

Мой учитель А. Пашис задал лектору такой вопрос:
"...насколько укладываются в вашу систему эстетических, этических, исторических ценностей всемирно известные фотографические шедевры Максимишина, Уиткина, Саудека, Сауко?"


Погуглите, если интересно посмотреть на неоднозначные работы перечисленных мастеров.

Разумеется, мнения мэтров фотографии тоже не всегда совпадают - один считает самой важной техническую сторону съемки, другой - смысловую нагрузку фотографии.
А вскоре после дискуссии, учитель разместил новую подборку избранных работ студентов под эпиграфом:

«На замечание П.А. Вяземского о том, что ”обязанность всякого писателя есть согревать любовию и добродетелью и воспалять ненавистию к пороку, а не заботиться о жребии и приговоре провидения”, Пушкин отвечает возражением: ”Ничуть. Поэзия выше нравственности — или по крайней мере совсем иное дело. Господи Иисусе! Какое дело поэту до добродетели и порока? Разве их одна поэтическая сторона?» (А.С. Пушкин. Полное собрание сочинений. В 10 т. М., 1958. Т. 7. С. 550).

В подборке есть два моих снимка:




Вот один из комментариев к ним:
"Понравилась только первая фотография, что-то Ля Шапэлевское такое, но круто! Вторая фотография слишком социальная, тут нужно либо сострадать и рыдать, либо прослыть бессердечной сволочью. Я впечатлительный и такие фотографии стараюсь проматывать быстрее."

Разумеется, на втором снимке можно увидеть совершенно разные истории. Лично мне эта сценка из жизни показалась вполне жизнеутверждающей: красивая, уверенная в себе девушка и крепко держащий ее за руку молодой человек. Инвалидность или старость далеко не всегда абсолютно унылы и безрадостны. Я даже оставила эту фотографию в цвете, хотя, с технической точки зрения, в ЧБ она смотрелась бы качественнее, контрастнее.
Как думаете, нарушила я этику? И в чем она на ваш взгляд, заключается?

Полностью подборку можно посмотреть здесь

Еще сложнее обстоят дела с репортажной съемкой, когда остро встает вопрос правдивости и честности документальной журналистики. Зыбкие грани этики фотожурналиста всегда будут оставаться спорными, размытыми, зависящими как от культурной среды, так и от времени съемки. Но об этом - в следующий раз...


Tags: nyip, городские зарисовки, разномыслие, учеба, фотография
Subscribe

Posts from This Journal “фотография” Tag

  • Лучшие снимки моих соучеников о Дне Победы и Бессмертном полке

    Можно по-разному относиться к празднованию Великой Победы: одни абсолютно искренне радуются этому дню и вспоминают своих дедов и бабушек с…

  • Танюшкина дача

    В последние годы сестра моя, Танюшка, не на шутку увлеклась земледелием, а выйдя на пенсию, практически жила на любимой даче: мчалась туда как только…

  • «Не о грядущем, но о прошлом» в фотографиях

    На родине я бываю не так часто, но, как только попадаю в Пермь, так непременно оказываюсь на шикарном уличном представлении и делаю для себя новое…

  • Думы о портфолио

    Мне кажется, постановка - не моё амплуа, но подумываю всё же сделать несколько пробных постановочных съёмок опыта ради. Пора собирать разноплановое…

  • Слияние поколений

    Раз уж я вчера появилась, и многие меня, оказывается, еще помнят, то не буду тянуть (а то снова пропаду) и пока есть свободная минутка, похвастаюсь…

  • Из засады

    Эта абсолютная везуха случилась со мной сразу после невезухи с готами. Дело было так. Стою я, значит, довольная субботней съемкой на платформе,…

promo skripta november 1, 2014 14:43 4
Buy for 20 tokens
Подробности и фотографии апартаментов на сайте "Нескучные прогулки по Баварии" Есть вопросы? Пишите в личку, а лучше на любой из адресов: leichtsinn66@mail.ru dolgo.elena@gmail.com Квартиру можно забронировать на airbnb Там есть календарь, где можно посмотреть свободные дни и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments